Кафедра иностранных языков ОНАПТ

Берман Иосиф Моисеевич
(02.02.1923 – 17.01.1986)

И.М. Берман родился в Киеве в семье машиниста железной дороги. Получил среднее техническое образование. Совмещал работу с учебой в Одесском педагогическом институте иностранных языков на факультете английского языка.

С первых дней Великой Отечественной войны И.М. Берман в рядах Советской армии. Воюет на Украинском и Прибалтийском фронтах, является начальником артиллерийской разведки ракетного дивизиона. За бои под Севастополем награжден орденами «Красная Звезда» и «За победу над Германией».

После демобилизации работает преподавателем английского языка. В 1947 году, окончив учебу в пединституте, получает диплом с отличием. В послевоенные годы Берман активно ищет свое научное направление. Изучает языкознание, литературоведение, психологию. Поступает и проходит полный курс обучения на отделении психологии по специальности логика. Его первые научные исследования и первые печатные работы посвящены вопросам английской литературы.

С 1947 по 1963 гг. И.М. Берман работает в разных ВУЗах страны: Одесском мореходном училище, Челябинском политехническом институте, Одесском политехническом институте. Краткосрочность работы в каждом из этих ВУЗов была связана, прежде всего, с тем, что И.М. Берман не был членом КПСС. Как говорили его коллеги по Одесскому мореходному училищу, его не избрали по конкурсу на следующий срок потому, что он слишком хорошо обучал курсантов английскому языку, обучал так, что это отвлекало их от изучения специальных дисциплин.

В Белорусском институте инженеров железнодорожного транспорта И.М. Берман занимает должность заведующего кафедрой. Вскоре избирается по конкурсу на ту же должность в ОТИПП им. М.В. Ломоносова в Одессе.

Дружеские связи с белорусскими коллегами он сохранял до последних дней своей жизни. Где бы ни работал Иосиф Моисеевич, его трудовая деятельность неизменно поощряется благодарностями. Всего их в его личном деле профессора 17, среди них благодарности от Минвуза СССР.

Глубокие знания в области английского языка, языкознания, логики и психологии находили практическое применение в его преподавательской работе, что, в конечном счете, отразилось на выборе научной специализации: ею стали методика преподавания иностранных языков и психолингвистика.

В 1954 г. И.М. Берман защищает кандидатскую диссертацию по теме: «Методика обучения лексике английского языка». В этом же году ему присуждена ученая степень кандидата педагогических наук, а в 1957 году он утверждается в звании доцента.

С 1963 по 1986 гг. Иосиф Моисеевич заведует кафедрой иностранных языков в ОНАХТ. Эти 23 года его жизни были чрезвычайно плодотворными. Один за другим он публикует свои оригинальные труды. «Практическая грамматика английского языка (для чтения текстов)» является плодом серьезных филологических исследований и их практическим преломлением в методике преподавания. И.М. Берман проявляет себя как продолжатель идей, заложенных в отечественном языкознании зарубежного ученого методиста М. Уэста. Это идеи о дифференцированном описании грамматики для обучения устной речи и для обучения чтению. Выход в свет упомянутой работы И.М. Бермана стал практическим разрешением издавна ведущейся в методике дискуссии о рецептивном и продуктивном аспектах обучения. В этом труде реально закладывается новое методическое направлении, новая школа: пассивная грамматика как основа обучения чтению текстов на иностранных языках. В 1966 году И.М. Берман защищает докторскую диссертацию «Проблемы пассивной грамматики». В этом же году ему присуждается ученое звание профессора. Профессиональная палитра его методических и психолингвистических исследования чрезвычайно широка и разнообразна, тем не менее, до конца жизни он не перестает работать над проблемами обучения грамматике и чтению.

Всего И.М. Берман опубликовал около 200 работ, среди них 2 монографии, 4 учебных пособия и учебник английского языка. Кроме того, И.М. Берман является соавтором всех, утвержденных Минвузом СССР и опубликованных в период с 1966 по 1986 гг. Одна из книг И.М. Бермана по пассивной грамматике была переведена доктором Штраусом, ученым из ГДР, на немецкий язык и издана в Германии. Всего грамматика И.М. Бермана выдержала четыре издания: три при его жизни и одно посмертно.

Иосиф Моисеевич был членом научно-методического совета по иностранным языкам Министерства высшего и среднего специального образования СССР, научно-методического совета МВССО и ПО Белоруссии, членом редколлегии всесоюзного сборника « Вопросы лингвистики и методики», автором программ Минвуза СССР по английскому языку для неязыковых вызов, членом предметной комиссии по иностранным языкам при Минвузе СССР и многих других координационных организаций всесоюзного и республиканского значения. На протяжении многих лет он выступал с лекциями по методике преподавания в различных научных учреждениях и учебных заведениях страны, в том числе в НИИС и МО Академии Педагогических наук СССР, в МГПИИЯ им. М. Тореза, в Киевском педагогическом институте иностранных языков, причем поток прибывающих на его имя приглашений никогда не иссякал. И.М. Берман был членом ученного специализированного совета при ОГУ им. Мечникова на факультете Романо-германской филологии. Неоднократно приглашался в качестве председателя ГЭК на факультета английского языка во многих республиках СССР.

Необходимой вехой своей научной и практической деятельности Иосиф Моисеевич считает написание учебника английского языка для ВТУЗов. В последний период своей жизни он руководил авторским коллективом по его созданию. Профессор не дожил всего лишь год до выхода этого учебника, в свет в 1987 году. Он до сих пор является базовым учебником в нашей академии.

Кафедрой иностранных языков ОНАХТ профессор И.М. Берман руководил в течении 23 лет. Он сумел вывести ее на одно из первых мест в группе технологических вызов Украины, свидетельством чему был результат контрольной работы, проведенной Минвузом в 1979 году.

В 1974 году на кафедре начинает работать аспирантура. Это была в своем роде уникальная по тем временам, единственная в СССР аспирантура по методике преподавания иностранных языков (по специальности 13.00.02), открытая министерством не в специализированном педагогическом или филологическом вузе, а в вузе технического профиля. И.М. Берман руководил ею 12 лет. Всего им было подготовлено 17 кандидатов наук, большинство из которых были выпускниками аспирантуры института пищевых производств.

И.М. Берман заражал своим профессионализмом и глубиной знаний. При его жизни на кафедре работали Методический семинар, Психолого-педагогический семинар, Семинар по языкознанию, Аспирантский семинар и семинар под названием «Мониторинг». Такого семинара не было ни на одной из кафедр иностранных языков. Это был прообраз современных мастер-классов. Работа его была организована следующим образом: профессор приглашал на свое практическое занятие желающих освоить его методы работы. После этого один из присутствующих давал занятие по этой же теме, но в другой группе. Затем следовали разбор и обсуждение проведенного занятия. Такая работа помогала профессору донести до самого рядового человека рациональное практическое зерно преподавания, а преподавателям помогало получить ценные знания и овладеть методическими приемами, что повышало в них педагогическую и профессиональную самооценку, вселяло уверенность в собственный методический потенциал. У Бермана учились преподаватели не только английского языка, но и французского, и немецкого, не только преподаватели академии, но и преподаватели других вузов. На кафедре были разработаны методические материалы по пассивной грамматике немецкого и французского языков, и следует отметить, они создались не под давлением И.М. Бермана, а потому что коллеги были увлечены его методическим подходом и воспринимали его как существенную опору и помощь в реальном преподавании.

И.М. Берман был прямым и честным человеком. Не будучи членом партии, он понимал, что будь он коммунистом, его карьера сложилась бы еще успешнее. Неоднократно получал он приглашение из Германии, США и других стран принять участие в работе международных симпозиумов и конференций. Но разрешение на зарубежные командировки он, беспартийный профессор еврейского происхождения, не получал никогда.

Нельзя сказать, что И.М. Берман производил внешне впечатление человека очень доброжелательного, простого или удобного в общении, скорее наоборот: был сух и чрезмерно строг. Но на поверку всегда оказывался очень отзывчивым, готовым помочь и проникнуться чужим горем. Был очень верен в дружбе.

Всех своих коллег по кафедре Иосиф Моисеевич хорошо знал и ценил. Наиболее приятных ему сотрудников и учеников часто приглашал к себе домой на празднование дня рождения или других праздников, чем очень перегружал свою безупречную супругу. Время проводили там весело и интересно: мэтр забывал о своей строгости, шутил и дурачился наравне со всеми, до слез смеялся над мимическими, а также рисованными и стихотворными шаржами в свой адрес.

Люди, знавшие профессора лишь понаслышке, часто спрашивали: « А какой он Берман? »

Трудолюбивый, неутомимый, талантливый и гениальный. Новатор, не боящийся разорвать оковы традиций. Изумительный популяризатор своих и чужих методических идей и психолингвистических теорий, умеющий говорить понятно и ясно о сложных вещах. Таким был Берман!

Он жил и дышал своим делом. Был кузнецом преподавательских кадров. Сумел передать ученикам свойственное ему огромное и неподдельное желание быть поглощенным и пронизанным методикой. А они, молодые, самонадеянные выпускницы факультета иностранных языков, гордящиеся своим владением английским языком и считавшие, что это все, что может потребоваться для преподавания языка, уверенные в себе и яркие, открыто смеявшиеся на предметом «методика», в упор не учившие его в стенах университета, красивые, фигуристые и самовлюбленные, вслушивались в его лекции как в песню, вслушивались как в симфонию и, как правило, сдавали позиции: влюблялись в методику. Таким был Берман!

Влюблялись в методическое мастерство мэтра, изумлялись глубине его знаний, поражались точностью и меткостью его формулировок, а также широким веером его методических приемов и способов преподавания. Таким был Берман!

Они, красивые, уверенные в себе, гордые, привыкшие отдыхать, любить, радоваться, наслаждаться досугом сколь угодно долго, отказывали себе в отдыхе, чтении, развлечениях и посвящали свое время методике. Таким был Берман!

Те, кому привелось побеседовать с ним хотя бы один раз или послушать всего лишь одну его лекцию, запоминали его на всю жизнь.

Таким был Берман!

Тяжкий недуг слишком рано оборвал жизнь Иосифа Моисеевича. Последние месяцы он прожил в Москве. Умер не сдавшись: до последнего дня руководил научными работами аспирантов и работал над новой книгой «Грамматика английского языка (для самообразования)». Незаконченную рукопись завершили и подготовили к печати его ученики. Этот последний труд И.М. Бермана был издан в 1999 году. В 2011 году книгу по методике для студентов классических и педагогических университетов одна из учениц профессора посвятила своему выдающемуся учителю.

Энтузиазм, глубокие знания, оригинальный ум, широчайший кругозор, блестящие организаторские способности, замечательный дар оратора, страсть к созиданию, постоянная готовность отдавать знания людям, - все эти качества создавали особый феномен личности И.М. Бермана.

Одесса, ул. Канатная,112, ОНАПТ, корпус В, ауд. В-333, 335, 337. Тел.: (048) 712-42-78. E-mail: kafedrainyaz@ukr.net
© Кафедра иностранных языков ОНАПТ 1998-2017
Сайт разработал Марчук А.А.